Развиваем речевое дыхание у дошколят!

Развиваем речевое дыхание у дошколят!

Речь представляет собой поток звуков, которые образуются при участии органов речевого аппарата и дыхания. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания.

Ведь для того чтобы было легко произнести развернутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху. Речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Ребенку необходимо контролировать, как он дышит во время говорения, с какой силой он вдыхает и выдыхает воздух, распределять выдох и выдерживать паузы в разговоре. Все эти навыки у детей развиваем и совершенствуем в детском саду во время работы  по коррекции речи. Чтобы речевое дыхание было правильным, важно продемонстрировать малышу технику его выполнения:

  • воздух набирать через нос;
  • вдох делают короткий, но сильный;
  • плечи не поднимать;
  • выдох осуществляется через рот, он должен быть длительным и плавным, без резких толчков;
  • необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала  их можно придерживать руками);
  • не повторять много раз подряд упражнения, так как

это может спровоцировать головокружение.
У большинства дошколят с первого раза проделать это все правильно не получается. Чтобы помочь им освоить дыхание во время говорения, упражнения проводятся в игровой форме. Игровые упражнения выполняются как индивидуально, так и в группе детей. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. Игровые упражнения на развитие речевого дыхания детям выполнять нелегко. Поэтому, перед игрой ставится какая –  то задача или цель и вводится элемент соревнования. Например, «Чей кораблик приплывет раньше?». Это повышает интерес детей к играм. Во время игр используется как специальный инвентарь, так и простые подручные средства. Это мыльные пузыри, воздушные шары, бумажные кораблики, метелочки из нарезанной на полоски цветной бумаги и елочного «дождика», свистульки, кусочки обычной ваты и бумажных салфеток, осенние листики из цветной бумаги, разноцветные карандаши (для начала используем круглые, в дальнейшем берем ребристые) и многое другое.  Полученный результат необходимо закрепить. Большие помощники  логопеда – это родители ребят. Родители дома выполняют упражнения в игровой форме и в соответствии с рекомендациями логопеда. Ведь правильно сформированное  речевое дыхание у ребенка – это база для правильного развития речи.
Учитель – логопед Горшкова Т.Л.

Тэги :
Просмотров : 36
Наверх